Animals - "Животные" — восьмой студийный альбом английской группы прогрессивного рока Pink Floyd, вышедший 23 января 1977 г. на Harvest в Великобритании (SHVL 815, 0C 064-98 434) и европейских странах, на Columbia Records в США и Канаде, на CBS в Мексике и Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии, на CBS/Sony в Японии и Филипинах. Animals - концептуальный альбом, содержащий едкую критику социально-политической ситуации в Британии 1970-х годов, и в музыкальном плане отличающийся от предыдущих работы группы. Альбом записан в собственной студии Пинк Флойд - Britannia Row в Лондоне. Практически, все песни Animals, как и его основную концепцию создал басист Роджер Уотерс. Это первый альбом Пинк Флойд, где Уотерс начинает фактически узурпировать весь творческий процесс группы. Естественно, это повлекло в процессе записи к некоторым трениям между музыкантами, которые несколько лет спустя привели к уходу из группы клавишника Ричарда Райта, а в 1983 году и самого Уотерса. ИСТОРИЯ В 1975 году закончился договор между Pink Floyd и EMI Records, согласно которому EMI предоставляла группе неограниченное количество времени в своих студиях, за что у Pink Floyd был снижен процент дохода с продаж их пластинок. Тогда Флойды купили трехэтажный особняк в лондонском районе Айслингтон по адресу 35 Britannia Row и начали преобразовывать его в студию. Реконструкция заняла почти весь 1975-ый год и начало 1976-го, так что в апреле 1976-го группа начала работать над своим новым альбомом Animals уже в собственной студии Britannia Row Studios. 1976 год останется в британской истории как год нескончаемых рабочих забастовок, вспышек расового насилия, высокого уровня инфляции и безработицы. Как раз в этот период в Англии зародилось новое музыкальное движение панк-рок - отчасти как нигилистический протест против неблагополучной социальной ситуации, отчасти как реакция на усложнение рок-музыки, ушедшей от своих простых рок-н-ролльных корней в дебри музыкальных излишеств. Люди с гитарами на сцене из простых парней - как он, ты или я - превратились в недоступных идолов, поднялись на высшие ступени истэблишмента. Группа Pink Floyd в глазах панков стала одним из главных олицетворений подобной метаморфозы в рок-музыке и основной мишенью их нападок. Джонни Роттен из Sex Pistols носил майку со словами Pink Floyd, над которыми приписал собственноручно "Я ненавижу". Годами позже, Ник Мэйсон заявил, что он приветствовал панк-рок революцию, рассматривая ее как желанное возвращение рок-музыки к ее андерграундным корням, от которых Пинк Флойд в свое время оторвались. КОНЦЕПЦИЯ Хотя новое музыкальное движение рассматривало Пинк Флойд - богатую, преуспевающую группу - как часть ненавистного им зажравшегося истэблишмента, отношение Роджера Уотерса и других членов группы к социально-политическим сторонам английского общества не отличалось от идей нового поколения рок-музыкантов. Идея альбома "Животные" базируется на антиутопической повести Джорджа Оруэлла "Скотный двор" (Animal Farm - ее переводили у нас по-разному, в том числе "Звероферма" и т.п.), где разные касты общества представлены в виде различных животных. Свиньи - жестокие и бездушные представители правящих классов, самодовольные лицемеры. Собаки - тупые, жадные до денег, наемники, охраняющие власть и законы свиней. Овцы-бараны - безгласное стадо, бездумно лояльное к существующему строю и жестоко эксплуатируемое вышеуказанными. Если повесть Оруэлла - притча, аллегория на революцию 1917 года и последующий строй в Советском Союзе, она нацелена против коммунизма, то Уотерс обернул ее в критику худших сторон капитализма. Идеалами как Оруэлла, так и Уотерса являются идеи демократического социализма, но в отличие от повести, в альбоме угнетенные массы - овцы - бараны - восстают и сбрасывают своих тиранов. Альбом начинается с песни "Pigs on the Wing" (Свиньи с крыльями. Часть Первая), которая отражает позицию овец-баранов. Они наивно верят, что свиньи и собаки заботятся об их благе. В следующей композиции "Dogs" изображены беспринципные материалисты-карьеристы, готовые любой ценой пробиться наверх, к сытым свиньям из высшего общества. "Тебе должны верить те, кому ты лжешь / А когда они повернутся к тебе спиной, / у тебя есть шанс воткнуть в них нож". Такой изображается конкурентная и прочая борьба за выживание в капиталистическом обществе. Но к старости эти люди "пожинают урожай, который посеяли", оставаясь одинокими, больными, никому не нужными. Композиция "Pigs" направлена против некоторых политиков и общественных деятелей Британии того времени, которых Уотерс обвинял в лицемерии. Тут опять досталось бедной старушке Мэри Уайтхаус, про которую еще в 1973 году написали музыкальный пасквиль Deep Purple (песня Mary Long) . Тут же Уотерс, голосом, пропущенным через Vocoder, пародирует 22-й Псалом, в котором Господь представлен пастырем своих овец. Однако овец в альбоме Пинк Флойд пасет не Пастырь добрый, но злые, лицемерные свиньи посредством исполнительных и жадных собак. Кульминацией альбома становится восстание овец-баранов, которые вдруг прозревают обман и уничтожают своих поработителей. Вторая часть песни "Pigs on the Wing", завершает альбом, зацикливая его. Ее спокойное акустическое звучание, по контрасту с тремя основными неспокойными вещами альбома, и мирный текст призваны подавать надежду. Написать эту гармоничную песню Уотерса вдохновил завязавшийся у него в то время любовный роман с Кэролайн Энн Кристи, женой менеджера группы Grateful Dead. По иронии судьбы, альбом, изображавший борьбу за власть в британском обществе, сам стал поворотным моментом в борьбе за власть в рамках самой группы. Это первый альбом Pink Floyd, сильно отошедший от прежних традиций психоделических мелодий и созерцательной космической музыки. Уотерс, завладев основной властью в группе, превратил ее в средство выражения собственных идей и политической озабоченности. Для многих поклонников группы и критиков это был культурный шок, от которого они оправились лишь с годами, когда музыкальная сторона альбома перевесила его социальное значение. ЗАПИСЬ Pink Floyd имели некий опыт работы со звукоинженером Брайаном Хамфризом, им понравилось, и он был приглашен для работы над альбомом. Запись проходила в Britannia Row Studios с апреля по декабрь 1976 и закончилась в самом начале 1977-го. Две вещи - "Raving and Drooling" и "Gotta Be Crazy" - были написаны гораздо раньше и предназначались еще для предыдущего альбома Wish You Were Here (1975). Их переделали для новой концепции в композиции "Sheep" и "Dogs". Из всех вещей Animals, только "Собаки" написана не одним Уотерсом, но в соавторстве с Дэвидом Гилмором. Все песни спеты также Уотерсом, только в "Dogs" Гилмор поет первую часть песни. Такой всплеск песнетворчества Уотерса не вызвал одобрения у остальных членов группы, поскольку авторские гонорары с альбомов выплачиваются исключительно по авторству, указанному в песнях. Гилмор, несмотря на то, что его вклад занимает почти всю первую сторону пластинки, получал гонорар лишь с одной песни альбома, да и то поделенный с Уотерсом, а остальные - и вовсе ничего. "Девяносто процентов песни "Dogs" - мои. А поскольку эта песня занимает почти всю первую сторону, то это - половина Animals", - говорил Гилмор в интервью 2008 г. Animals оказался первым альбомом Pink Floyd, в котором не указано авторство клавишника Райта, хотя его вклад плодотворен и достаточно очевиден в аранжировках альбома, включая замечательные сольные партии в "Dogs" и "Sheep". Все это, естественно, не способствовало укреплению дружбы между членами команды. Animals заложил трещину в их отношениях, которая, разрастаясь в дальнейшем привела к распаду группы. "Animals - был тяжелым ударом. Все началось с того, что Роджер действительно решил, что он является единственным автором в группе. Он считал, что группа движется вперед исключительно благодаря ему. Вполне понятно, что когда его эго стало расширять зону своего действия, первым на его пути оказался я," - вспоминал Ричард Райт. Впрочем, о самой работе над альбомом у всех, включая Ника Мэйсона и Гилмора, остались самые приятные воспоминания, как об очередном творческом прорыве. В альбоме, особенно в его концертном продвижении, участвовал кроме самих Флойдов, еще один гитарист - Сноуи Уайт. Началось с того, что Уотерс и Мэйсон случайно стерли в студии гитарное соло Гилмора в "Pigs on the Wing", тогда и пригласили лондонского сессионного гитариста Уайта записать соло по-новой. Однако из стандартного винилового выпуска альбома его соло вырезали. Оно осталось только на редкой версии Animals, продавашейся на восьмидорожечном картридже. ОБЛОЖКА Как только альбом был готов, началась работа над его обложкой. Дизайн-студия Hipgnosis, разработавшая многие обложки Pink Floyd, начиная с их ранних альбомов, и ставшая уже знаменитой в то время, предложила на выбор три варианта. В одном из вариантов, крошка-сын заходит в спальню родителей, обнаружив их за занятием сексом - "сношаются, как животные!". Но окончательный дизайн, как ни странно придумали не Hipgnosis, а все тот же Роджер Уотерс. Он жил в то время в южном районе Лондона Clapham Common, и по дороге домой у него неизменно открывался вид на тепловую электростанцию Battersea. Этой электростанции вообще везло на внимание знаменитостей, и она прославилась еще в 1965 году, попав в кадры битловского фильма Help! Особенно постарались с осуществлением идеи "летающей свиньи" на обложке. От дешевого варианта снять какую-нибудь симпатичную свинью и вмонтировать ее в фотографию электростанции сразу отказались. Немецкой компании Ballon Fabrik, которая прежде специализировалась на выпуске дирижаблей (цеппелинов) и австралийскому художнику Джеффри Шоу было поручено изготовить 30-футовый (9,1 м) воздушный шар в форме свиньи. Получившуюся в итоге "хрюшку" (ей дали прозвище Алги) накачали гелием и подняли на исходную позицию 2 декабря 1976 г. На всякий случай был нанят меткий стрелок, в чью обязанность входило стрелять в шар, если он вдруг предпримет попытки улизнуть. Однако суровые погодные условия непозволили заняться фотосъемкой в первый день. А на второй день менеджер группы Стив О'Рурк, видимо, решил съэкономить и не удосужился вновь нанять стрелка. "Хрюшка" разорвала все сдерживающие ее путы, поднялась в небо и вскоре скрылась из глаз. Это была сенсация для всех СМИ, полет беглой Алги пытались отслеживать всей Англией. Наконец, она приземлилась в графстве Кент, своим нисшествием с небес изрядно напугав местных коров. Шар был восстановлен, запущен вновь на исходную позицию, и на третий день фотосъемки продолжились. И все равно, в итоге, на обложку пошла смонтированная свинья, поскольку электростанция лучше всего смотрелась на более ранних снимках, сделанных задолго до рождения надувной Алги. Рисунки на ярлыках пластинок продолжают тему альбома. На первой стороне изображена собака, снятая объективом "рыбий глаз" на фоне сельского пейзажа. На второй стороне - свинья и овца, снятые той же техникой, на том же фоне. Черно-белые фотографии на внутреннем развороте конверта изображают полную запущенность в районе электростанции, от эксплуатации которой к тому времени уже отказались. Все надписи на альбоме - на всех конвертах и на ярлыках пластинок сделаны на основе почерка Ника Мэйсона. ВЫПУСК АЛЬБОМА Animals вышел в продажу 23 января 1977 в Англии и 12 февраля - в США. Он достиг №2 в британских, и №3 в американских чартах. Накануне выпуска, на несчастной электростанции, в виду развалин, живописно изображенных на внутреннем развороте, была проведена пресс-конференция. New Musical Express назвал альбом "одной из самых экстремальных, безжалостно прямолинейных иконоборческих глыб музыки, какие только возможно услышать на этой стороне солнца..." Карл Даллас из Melody Maker писал: "...неуютный вкус реальности в среде, которая привычно убаюкивала нас все предыдущие годы..." Критик Rolling Stone Фрэнк Роуз был просто в отчаяньи: "Пинк Флойд 1977-го года стал горше и унылее..." Однако публика высоко оценила альбом, судя по тому что к 1995 году Animals был признан четырежды платиновым. Он неоднократно переиздавался на виниле до 1985 года, когда вышел впервые на CD. В 1994 был сделан цифровой ремастеринг альбома, а в 1997 этот обновленный вариант был выпущен на виниле ограниченным тиражом (кат. № EMI EMD 1116). ТУРНЕ Альбом Animals послужил основным материалом для турне Пинк Флойд 1977 года под названием In the Flesh, которое началось в день выхода альбома в г. Дортмунд, Германия. Турне продолжалось весь февраль по континентальной Европе, в марте - в Великобритании, затем остаток весны и почти все лето - в США. На концертах публику развлекала пролетавшая над ней надувная Алги. Когда "хрюшка" износилась, ее заменили на более дешевую, но как оказалось, взрывоопасную модель. Однажды немецкий импрессарио Пинк Флойд Марсель Аврам демонстрировал группе в Мюнхене эту новую хрюшку, но ее накачали не мягким газом пропаном, а кислородно-ацетиленовой смесью, что вызвало мощный и опасный взрыв прямо в гостиничном номере. Номер славился своими многочисленными зеркалами. Представляете, что осталось от этих зеркал. Слава Богу, никто из присутствующих не пострадал. Группу раздирали не взрывы надувной свиньи, а внутренний конфликт. Уотерс заимел обыкновение приезжать на место каждого концерта в одиночку и, отыграв, немедленно удаляться, не дожидаясь остальных. Однажды, Райт, посреди гастролей, улетел в Англию, грозясь покинуть группу. Под конец, турне доконало всех. Гилмор почувствовал, что группа добилась наконец того успеха, к которому стремилась, и им больше нечего было желать. Местные импрессарио в США пытались здорово нагреть Pink Floyd в финансовом смысле. Однажды организаторы концерта в Чикаго заявили, что продали 67 000 билетов на стадион Soldier Field (Солдатское Поле), но Уотерс и их менеджер О'Рурк засомневались в честности партнеров, наняли вертолет, фотографа и адвоката, взлетели в воздух и насчитали, на самом деле, 95 000 присутствующих зрителей, что означало попытку укрыть от группы 640 000 долларов дохода. На последнем концерте турне, проходившем в июле 1977 на монреальском стадионе Olympic, группа шумных и "отвязанных" фанатов особенно достала Уотерса. Когда один из них с истошными криками полез на сетку, отгораживавшую музыкантов от публики, Уотерс не выдержал и злобно харкнул парню в лицо. Впрочем, он был не единственным, кого утомили выступления перед такой большой аудиторией - Гилмор наотрез отказался в тот вечер выходить на бис. Прийдя в отель после этого концерта, Уотерс был подавлен своим поступком. Он рассказал продюссеру Бобу Эзрину о своем отчуждении, возникшем во время этого турне, и как он иногда выстраивал незримую стену между собой и публикой. Эта идея послужила толчком к новой концепции, создавшей следующий альбом Пинк Флойд - The Wall.